МЫ В СОЦСЕТЯХ: 

  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram SociInstagram Sociaal Icon
  • Facebook Social Icon

КОНТАКТЫ:

МО, г. Дзержинский,

ул. Угрешская, д. 19

info@skifreestyle

 +7 (905)797-19-94

10 способов правильно мотивировать ребенка к занятиям в спорте.
Как работает детская мотивация и что сделать для того, чтобы она появилась.

     Любой тренер знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся — а чем же все-таки можно, полезно и правильно их мотивировать. На какие кнопки следует нажимать! 

   Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:

     Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь… 

   Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.

     Как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда:

1. Забота 

   Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.

     Мальчик не хотел ходить на футбол. Тренеру удалось выяснить, что дело — в кедах! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на футбол. Тренер снова провел исследование и понял, что мальчика троллит с парень в команде. Тренер провёл работу с этим парнем, и мальчик снова стал заниматься футболом с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто. А не было бы доверия и контакта — и позаботиться бы не получилось, и мотивация к игре в футбол зачахла.

2. Совместная деятельность

   Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше. Если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы (растяжку дома для художественной гимнастки), совместная деятельность с родителем тоже может помочь — ну просто потому, что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется.

3. Маленькие поощрения (для родителей)

     «За каждое дополнительное отжимание — один орешек или наклейка».     Это гораздо лучше работает, чем "за каждые 20 отжиманий" — пирожное».

     И намного, неизмеримо лучше, чем «за выигранное соревнование — гаджет».

     Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе. Наклейки— это милая деталь, гарантия того, что происходящее проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе — мотивация.

4. Наше одобрение и неодобрение

     С этим нужно не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» — станет вечно добиваться одобрения людей. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден.

     Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал прыгать или набивать мяч. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось — похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

5. Парадоксальные награды

     Это когда ребёнок ожидал, что его начнут тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда ребёнок долго старался, и хотя у него были плохие результаты (пропустил мяч, подвел, не выручил), а родители или тренер после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, походом в кино). Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что ребёнок сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует.

6. «Сделал!»

     «Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» — это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду — порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?

     Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг.

     Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры — именно про таких говорят, что «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.

7. Поддержка внутренней мотивации

     Ребёнок, например, хочет научиться профессионально кататься на горных лыжах. Но лень тренироваться по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет — до серьёзных соревнований еще далеко. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (научился финтить), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих спортсменов, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни. Постепенно начинает формироваться образ «себя-горнолыжника». То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался.

8. Коллективная мотивация

     Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе.     Коллективная мотивация работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».

9. Справедливость

     Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела.

     Не всегда хочется вести себя прилично на тренировках, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если все играли в футбол, то и мячи, и инвентарь собирают тоже все. Но справедливо и то, что если Никита сегодня лучше всех тренировался, теперь его святое право — на следующую тренировку выбрать себе амплуа, в котором он хотел давно себя попробовать.

10. Планирование будущего

     Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться. Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя хоккеист, это надо рано начинать, а ты неловкий»); наша цель — продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать.